Мифы и легенды казахского народа

Историк Жаксылык Сабитов в своем интервью отметил, что казахи целыми поколениями продолжают верить в исторические мифы со времен СССР. Большая часть людей не являются историками, поэтому легенды и мифы легче воспринимают, чем сложные конструкции исторической действительности. Мифы имеют разрушительную силу, становятся частью государственной концепции и могу затрагивать судьбы людей.

Что такое исторический миф и почему вообще мы верим в мифы

Нельзя назвать историю очень точной наукой. Люди часто сталкиваются в жизни с историческими мифами, в которые верят и не подозревают, что действительность была несколько иной. Исторический миф – это некие суждения, не опирающиеся на факты, а на стереотипы, которые где-то были услышаны.

казахская мифология
Яндекс.Картинки

В результате дается интерпретация историческим реальностям, которая не имеет ничего общего с тем, что было на самом деле. Некоторые мифы уже стали частью культуры, но по большей части они созданы для разрушения народов. Со всеми мифами нужно бороться, пытаясь донести историческую правду, т.к. чаще всего мифы искажают историческое сознание граждан. Каждому гражданину страны хочется гордиться своей историей, но не все периоды истории могут радовать достижениями. Большинство людей мало интересуются историей и имеют средний уровень образования, тогда авторитетные личности могут популяризовать мифы и запросто увлечь людей.

О самом распространенном народном мифе Казахстана

Одним из самых распространенных антинаучных мифов является легенда о том, что Чингисхан был казахом. Часть ученых утверждает, что он был казахом, т.к. все основополагающие роды, составляющие основу улуса, вошли в состав казахского народа. Сама территория Казахстана принадлежала Империи казахских чингизидов вплоть до 19 века. Оппоненты этой теории видят в ней только политические цели и данный миф не имеет научных доказательств. Около 20-25% населения по социологическим исследованиям, верят в это миф, получая от профинансированных историков новые «доказательства».

Читайте также:  История Великого шелкового пути в Казахстане
чингисхан
Яндекс.Картинки

Как этот миф чуть не привел к тюремному заключению

Казахстанские ученые, историк Жаксылык Сабитов, генетик Максат Жабагин и помощник Баглан Айдаров, заинтересованные в исследовании популярного мифа о Чингисхане отправились в 2022 г. в Монголию, где чуть не попали под тюремное заключение всей командой. Вместо трех недель исследований, они четыре месяца просидели под стражей и не могли покинуть страну до судебного вердикта. По одной из версий, ученых задержали за подозрение в подрыве государственной идеологии Монголии, где сыграл свою роль Чингисхан. Ранее казахские ученые и американские коллеги смогли выделить из костных останков из мавзолея Джучи-хана ДНК. Сравнение ДНК сына Чингисхана с ДНК современных монголов может не совпасть с государственной идеологией. Дело не дошло до судебных разбирательств, а ученым дали понять, что второй раз приезжать сюда не надо. Чингисхан считается важным национально-образующим символом Монголии, а 25% казахов считает его своим. Поэтому приезд ученых из Казахстана был воспринят негативно.

Кому было выгодно создать этот миф

Историк Жаксылык Сабитов считает, что миф о Чингисхане был выгоден советской власти. Так, они объяснили завоевание земель Казахстана Российской империей. Это был не захват ханства, а помощь и спасение от джунгар. В этом же мифе есть некая правда, т.к. казахи Среднего жуза часто страдали от набегов джунгар и могли миф сделать общенациональным.  Получается, что учебный план построен на мифологии и советских источниках, и только сегодня рассматривается вопрос о написании новой академической истории Казахстана.

Жаксылык Сабитов
Яндекс.Картинки

Мифологические образы в фольклоре казахского народа

В устном творчестве казахов есть ряд мифических существ, которых именуют «нечистой силой». Сформировавшись в архаичном сознании прадедов, они для современных людей являются таинственными и необычными.

Особенности казахского фольклора

Казахский фольклор не обделен присутствием мифических существ, но в силу того, что сказания и легенды никто активно не изучал, то и собрать все сказки воедино не получается. В конце ХIХ – начале ХХ вв. известные ученые проявили интерес к демонической мифологии казахов и попытались записывать услышанное, но эти записи достаточно скромны. Еще в советское время заметили, что казахская мифология отличается от европейской. Характерная особенность мифов была вера в демонических существ, несущих горе своим жертвам. Еще одной чертой казахских былин является то, что у мифологических существ отсутствует описание внешности.

Читайте также:  Уникальные традиции и обычаи казахского народа
Особенности казахского фольклора
Яндекс.Картинки

Скорее всего, потому что в реальности они не существовали, но при повествовании складывалось впечатление, что рассказчик что-то недоговаривает и от этого у слушателей сеялась тревога. Постепенно с мусульманством появились новые мифические персонажи, а некоторые были вовсе вытеснены из сказаний. Также были казахи-баксы, которые занимались врачеванием разных болезней, но основной работой было лечение душевнобольных. Люди верили, что в таких людей вселялись злые духи и необходимо исполнить обряд с вхождением в транс, чтобы освободить человека от бесов. Мир мифических существ передавался из уст в уста и дополнялся историями от врачевателей. Со временем появились казахские сказки с безобидными образами, в которых уже нельзя разобрать правду от выдумки.

Мифические существа доисламского периода

Существа доисламского периода встречаются только в казахской степи.

  • албасты
  • сорель
  • жезтырнак
  • уббе
  • конаяк
  • жалмауыз, жалмауызкемпир
  • кулдиргиш
  • мыстан кемпір
  • айдархан
  • дэу и марту
  • обыр.

    казахская мифология
    Яндекс.Картинки

Мифические существа, пришедшие и укоренившиеся вместе с исламом

Существа этого периода встречаются и у других среднеазиатских народов.

  • жын
  • шайтан
  • пері
  • ыбылас
  • жебрейилпериште
  • азрейилпериште
  • шильтен
  • кыдыраулие.

Мифические существа, являющиеся личными джиннами у казахских баксы

Джинны были приручены баксами, могли принимать любую форму и исполнять приказы хозяина.

  • Кокаман
  • Надир-Шолпак
  • Шойынкулак
  • Шарабас
  • ер Шойлан

Описание казахских мифических существ

В казахских легендах существуют персонажи разной степени опасности: от безобидных домовых до демонов, пьющих кровь. Ниже описаны самые опасные демонические создания. Мифология древних казахов уходит корнями в тюркские анимистические представления доисламского периода. Тюркоязычные народы были язычниками и имели целый пантеон духов, богов, существ, монстров и злых духов.

Албасты

Албасты – самый известный из всех демонологических образов. Выглядит толстой и безобразной женщиной, с выпирающими клыками из пасти. Крадет легкое в образе собаки у рожениц, а те теряют сознание. Если Албасты топит легкое в воде, то женщина умирает.

албасты
Яндекс.Картинки

Конаяк

Конаяк – это существо, у которого вместо ног вытянутые пеньковые пояса. Для своего обитания конаяк выбирал непроглядные леса или заросшие острова. Часто сидит на ветке и ждёт свою жертву. Завидев странника, прыгает ему на спину, обматывает своими ногами-ремнями и скачет на человеке беспрестанно, пока тот не валится, как загнанная кобылица.

Жалмауыз, жалмауызкемпир

Жалмауыз, жалмауызкемпир было очень коварным, судя по мифам и сказкам. Выглядело существо как старая, сгорбленная старуха с огромным ртом и редкими желтыми зубами в нем. Питалось людьми. Могла войти в доверие к какой-нить девушке и высасывать через колено кровь, истощая жертву до самого конца. Существо «жалмауыз» встречается в сказаниях, но о его внешнем облике или половой принадлежности ничего неизвестно, только то, что они очень были опасны.

жалмауыз
Яндекс.Картинки

Айдахар или аждаха

Айдахар – это дракон, но не привычный для нас, больше похож на гигантскую змею. Казахи верили, что если обычной змее удавалось в течение ста лет скрываться от людей, то потом она могла трансформироваться в айдахара. Если змея скрывается двести лет, то она сможет перевоплощаться в девицу. Тогда айдахар выходит замуж и селится в селении, поедая жителей, пока не истребит всех. Дракон не может жить без воды, поэтому выдает себя. Люди сразу избавляются от этого существа.

айдахар
Яндекс.Картинки

Рассказы о мифических образах казахов

Албасты (сказ Жусипа Касымова).

Бакс по имени Молжигит как-то шел со своим близким окружением. Вдали Молжигит увидел псину, держащую в пасти легкое. Облик собаки был страшен. Животное определено искало воду. Молжигит понял, что псина хочет кинуть в озеро легкое и спросил своих товарищей видят ли они тоже самое, на что те удивились, но ничего не ответили. Тогда Молжигит велел им следовать за ним и помчался за собакой. Проскакав немного, он спешился с лошади и начал хлестать плетью землю, а друзья начали делать тоже самое. Впереди баксы приметил селение, по-прежнему хлестав плетью, вошел в него и спросил, есть ли здесь покойник. Мальчишка указал туда, где лежал человек. Тогда баксы вынул свой струнный инструмент и запел, вызывая своих джиннов. В его песни был призыв албасты вернуть легкое человеку и вложить украденную душу в руки. Тогда албасты испугалась и вернула душу умершей женщине. Та сразу ожила и очень удивилась происходящему. Муж женщины и мальчик тотчас же обрадовались чуду и одарили подарками Молжигита, отправив его домой.

Если все же государство начнет финансировать работу историков, то исторические мифы все равно не пропадут, т.к. они простые и понятные для людей. Историк Жаксылык Сабитов считает, что нужно в будущем добиться того, чтобы мифы были приближены к исторической действительности.

Читайте также:  Национально-освободительное движение 1916 года в Казахстане
Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Казахстан
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: