Метро Алматы

В советском периоде общественный транспорт Алматы неуклонно совершенствовался и характеризовался положительно: общая протяженность маршрутов составляла более 200 км, на линии выходила сотня трамваев, 300 троллейбусов и 1,5 тыс. автобусов.  С распадом Союза в столице Казахстана отмечено огромное количество американских консультантов, направленных для быстрого проведения экономических реформ, в частности, вывода из государственной и коммунальной собственности транспортных предприятий и их приватизации.

Транспорт Алматы

Представлен метро, троллейбусами, такси и арендованными авто, поэтому нередко бывшую столицу называют городом автостоперов. Население нередко пользуется услугами проката велосипедов и реже – авто, через 4 года планируется построить линию легкорельсового транспорта, в планах акимата – запуск туристического трамвая, но насколько они реалистичны – пока неизвестно. В 2-15 трамвай, как вид городского транспорта упразднен и запуск его не планируется

автобусы
Яндекс.Картинки

Неизменно упоминается, что в бывшей столице работает обновленная канатная дорога, но она, скорее, для туристов, намеренных с высоты полюбоваться живописными видами, чем для практических целей и местных жителей. схема

Отрицательный ответ, есть ли в городе маршрутки (нет ни одной) не означает, что они отсутствуют, как разновидность транспорта – их можно найти на пригородных направлениях.

В Алматы работает 135 автобусных маршрутов, принадлежат они частным перевозчикам и городской компании «Алматыэлектротранс». Очевидцы утверждают, что в среднем можно дождаться 2-3 автобусов в час.

вагон метро
Яндекс.Картинки

Несмотря на несколько безрадостную картину движения общественного транспорта в городе, который показывает высокие темпы прироста населения, транспортное снабжение бывшей столицы намного лучше, чем в других крупных городах республики, поскольку в распоряжении жителей есть метрополитен, первый и единственный на весь Казахстан, второй, после Ташкентского, в Центральной Азии.

История создания

В советском периоде проектирование и финансирование таких проектов обычно решались быстро: не прошло и трех лет с момента подписания генплана казахской столицы, как:

  1. Метрогипротранс разработал ТЭО Алма-атинских линий, нашли компанию и обязали ее заниматься строительством, со сроком окончания – к концу ХХ столетия.
  2. КазССР не оплачивала строительство, только косвенные затраты, все деньги выделялись из союзного бюджета.
  3. В проекте, разработанном москвичами и ленинградцами, предусматривалось 8 станций, и это была только первая очередь.
  4. Сразу после радостного периода ликования по поводу обретенной свободы, оказалось, что нет бюджета, из которого оплачивалось строительство метро в Алматы, его пришлось заморозить.
  5. В первом году независимости бюджет еще выделял деньги по смете, затем финансирование стало падать ежегодно, задолженности по зарплате метростроителям имели многомесячную историю, попытки найти инвесторов не увенчались успехом
Читайте также:  Лучшие города Казахстана для жизни

Бельгийцев не устроили гарантии оплаты (займы от МФО), канадцы, разработавшие собственный проект на 3 станции, не нашли заинтересованных инвесторов, немецкая фирма, посетив стройплощадку, устранилась от участия. С 2003 строительство стало финансироваться из республиканского бюджета. К июлю 2011 оставались только отделочные работы, обучение персонала и обкатка вагонов. В 2023 курсирует 15 составов, приписанных к единственному депо.

Инженерно-геологические условия

Отзывы и критика от экспертов и аналитиков публиковались неоднократно, упоминались вероятные препятствия к осуществлению грандиозной постройки:

  • нахождение города в зоне высокой сейсмической активности;
  • зона насыщения грунтовыми водами и родниками недалеко от проспекта Райымбека (дополнительные сложности – откачка, осушение и гидроизолиирование);
  • расположение линии на пересечении с вероятными зонами тектонических нарушений.

    метро
    Яндекс.Картинки

Во время простоя здания на поверхности, над строительством, находились в зоне риска обрушения.

Открытие метро

В декабре 2011 на новостных порталах РК появились сообщения об открытии первого в Казахстане и второго в Центральной Азии метро. Первым почетным пассажиром наконец обретенного вида общественного транспорта, стал Елбасы, Н. Назарбаев. После акцентирования Первым Президентом внимания на моментах, показавшихся ему важными:

  • метро — это экологично;
  • открытие линии сделал этот день важным для нации;
  • я не останавливал финансирования даже в период кризиса;
  • нужно поддерживать чистоту и сохранить метро для будущих поколений в том же прекрасном виде;
  • станции красивые, Казахстан получил новую, современную культуру транспорта.

    станция метро
    Яндекс.Картинки

После репортажа о первом почетном пассажире были изложены практические аспекты: стоимость проезда, график работы, какие есть станции, отсутствие льготного проезда в метро, датой начала строительства указывалось 7.09. 1998, дата окончания не называлась, поскольку планировалась постройка еще трех станций.

Подвижной состав

Метро Алматы – несмотря на первенство в Казахстане и серебряный приз в рейтинге Центральной Азии, на постсоветском пространстве занимает только 16-ю ступеньку перечня. Длина первой линии составила 8,6 км, на ее протяжении разместились 7 станций. В состав первого комплекса второй очереди (в 2015) вошло 2 станции.

Подвижной состав представлен поездами южнокорейского концерна Hyundai: с кондиционированием, сквозными проходами через вагоны и электронными табло, на которых высвечивается название станций. В 2021 к уже имевшимся 7 прибавилось 8, в СМИ появились сообщения, что на их приобретение было потрачено 70 млн долл.

состав метро
Яндекс.Картинки

В 2008 в республиканской газете вышла статья о заказе поездов корейской компании. На момент проплаты большей части стоимости у нее даже не было готового проекта. Они стоили в 3 раза дороже, чем продукция петербургского завода, предприятия, которое конкретно занималось выпуском подвижного состава и оборудования для метрополитенов.

О новых составах начальник электродепо отозвался, как о более современных, оснащенных уже цифровыми камерами, со светодиодным освещением. В добавок к кондиционированию в них предусмотрена система вентиляции.

Станции метро Алматы

В настоящее время в списке 9 станций (семь было запущено в декабре 2011 и еще две – в 2015):

  1. Городские власти запланировали расширение, сооружение новых, но уже по всему городу.
  2. Говорится об оптимизации транспортной ситуации за счет этих новшеств. В дополнение к новым точкам маршрута будет произведено расширение уже имеющихся, это позволит улучшить неблагоприятную экологическую ситуацию в городе.
  3. Старая столица входит в список неблагоприятных для проживания, вместе с Астаной и Шымкентом, из-за значительного количества углекислого газа в воздухе.

    Станции метро Алматы
    Яндекс.Картинки

На экологической ситуации неблагоприятно сказывается резкое увеличение населения и числа автомобилей, находящихся в личном пользовании.

Станция Райымбек батыра

Это – конечная остановка линии «А» Алма-атинского метрополитена, 1-я по счету. Географическое расположение — Жетысуский район, находится под проспектом Назарбаева и неподалеку от проспекта Райымбека, откуда и получено утвержденное название. В советское время должна была называться Октябрьской. Односводчатая, сооружена открытым методом, в котловане, выполнена в духе национального декора, несколько трансформированного из древнего в современный. Есть мозаики с изображением пейзажей города, они расположены над выходами в вестибюли.

Станция Райымбек батыра
Яндекс.Картинки

Станция Жибек Жолы

Вторая по счету, находится между конечной и станцией Алмалы. Ассоциации утвержденного городскими депутатами названия – со славной историей Казахстана и Великим шелковым путем, хотя изначально планировалось название дружба (достык). Находится на пересечении улиц Панфилова и Гоголя, в Инженерном корпусе. Идеи оформления снова почерпнуты в декоративном искусстве казахского народа:

  • применена мозаика;
  • искусственный камень;
  • коричневый мрамор.

    Станция Жибек Жолы
    Яндекс.Картинки

На декоративных панно есть символы стран, через которые проходил Шелковый путь (и почему-то мексиканская пирамида Кукулькана). Станция глубокого заложения, пилонная, длина эскалаторной ленты 57 м.

Станция Алмалы

Сразу после Ж. Жолы, перед Абая. Находится на ул. Панфилова и Карасай батыра. Еще одна станция глубокого заложения, с длиной эскалаторной ленты в 58 м. Алмалы – распространенный топоним, так на территории Казахстана названо с десяток сел, есть деревня в Башкорстане и Татарстане. Мраморная мозаика облицовки – национальный орнамент, есть светильники из нержавейки и плинтусы из коричневого мрамора. На трехчастном витражном панно – цветущий сад и караван, ассоциированные с древней историей города.

Станция Абая самая глубокая

Названа по проспекту Абая. Входы находятся неподалеку от ул. Кунаева и Тулебаева, это – престижный Медеуский район. Колонная станция находится на глубине 56м, построена методом глубокого заложения. Интерьер отделан мрамором и гранитом, нержавеющей сталью. Из традиционных элементов декора есть флорентийская мозаика и бронзовый рельеф с изображением Абая на фоне камня. На нем написаны отрывки из его знаменитых произведений.

Станция Байконыр

Пятая по порядку, расположена между «Абая» и Театром им. М. Ауэзова, Расположена под проспектом Абая, улицами Масанчи м Байтурсынова. Тоже запущена в 2011, в ходе проекта Алатау. Глубиной 28 м., поэтому относится к станциям глубокого заложения, однако длина подъема всего 40 м.

Станция Байконыр
Яндекс.Картинки

Замысел продиктован космодромом, расположенным в Казахстане, поэтому оформление оригинальное, в серо-голубых тонах, с применением металлической облицовки, установкой в торце платформы видеостены из светодиодных дисплеев. ОБ изменении первоначального названия нет никаких сведений, но транскрибирование отличается от привычного русского.

Станция драмтеатр им Ауэзова

Находится между Байконыр и Алатау. Предполагалось название Тулпар, но изменено в порыве отказа от ненавистного прошлого на название драмтеатра, расположенного неподалеку. Ориентиры: проспект Абая и ул. Джандосова. Районы – Алмалинский и Бостандыкский. Трехзальная станция глубокого заложения. Украшена национальными орнаментами и сценами кочевого быта предков. Полы выполнены из гранита. Есть мозаика с изображением сцены из спектакля театра.

станция драмтеатр
Яндекс.Картинки

Станция Алатау

Последняя из первой линии, из этих 7 станций состояла первая схема. Односводчатая и мелкая, украшена белым и зеленым мрамором, серым и коричневым гранитом. Не обошлось и без панно – на нем Заилийский Алатау, возвышающийся над Алма-Атой.

Станция Сайран

Находится между Алатау и Москвой, относится ко второй очереди: открыта в 2015. Светлая, неглубокая, с колоннами, изображением радуги и петроглифов. Название – по расположенному неподалеку одноименному водохранилищу.

Станция Сайран
Яндекс.Картинки

Станция Москва

Находится между Сайраном и Сарыаркой. В проекте была Молодежной. Решение о названии принято в ответ на станцию Московского метрополитена Алма-атинская. Но она названа в честь знаменитой героической Панфиловской дивизии. Красные колонны и галереи с видами российской столицы.

Станция Москва
Яндекс.Картинки

План развития метрополитена

У городских властей – грандиозные планы: три ветки первый пучковой комплекс уже в действии, второй и третий строятся потом будет продление до автовокзала Западного.

Технологии строительства

Самые новые и современные, соответствующие особенностям рельефа и обеспечивающие безопасность и надежность сооружения на всем протяжении маршрута.

строительство метро
Яндекс.Картинки

Комментарий

В перспективах метро в Алма-Ате – ежедневное перебазирование 85 тысяч пассажиров. Это поразительная цифра, но она минимизирует загрязнения от наземного транспорта, разгрузит транспортные потоки густонаселенных районов. Программа развития Алма-Аты 2020 выполнена, на очереди новые свершения.

Читайте также:  Тараз - город в Казахстане
Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Казахстан
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: